Аманда — это та, которая должна быть любимой
Когда в название фильма выносится имя главного героя или героини, невольно думаешь, что у автора есть история, связанная с именем. У вас есть какая-то история с именем «Аманда»?
Это идёт из латыни. Имя «Аманда» имеет корень «любимая», то есть Аманда — это та, которая должна быть любимой. И я поэтому дала название фильму по имени главной героини; потому что я начинала писать сценарий, отталкиваясь от моей героини. А единственная Аманда, которую я знаю в реальной жизни, — человек совершенно неприятный.
Давайте проясним, сколько в вашем фильме автобиографического. В самой Аманде или, может быть, других героях есть частичка реальной вас, кого-то из вашего окружения, или все эти яркие характеры — полностью выдумка?
История совершенно выдуманная. Практически ничего из событий реальной жизни в эту историю не принесено. Но сам персонаж, конечно, имеет много общего с кем-то — с тобой или кем-то другим. Так всегда бывает.
У Аманды есть то, что я потеряла в детстве на уровне личности. Я не знаю, справилась ли бы в своём возрасте с этой ситуации как Аманда (я несколько старше, чем моя героиня), но в любом случае здесь есть то, что я потеряла и чего мне не хватает.
Фото: кадр из фильма «Аманда», реж. Каролина Кавалли, 2022
По вашему мнению, почему зритель должен симпатизировать Аманде? Ведь её не назовёшь типичным персонажем, которому хочется сопереживать.
Я не думаю, что персонажам необходимо всегда симпатизировать. Но в любом случае мне кажется, что в Аманде есть нечто, что может вызвать симпатию у зрителя. Достойно сопереживания то, что Аманда не сдаётся, продолжает действовать и искать свой мир, которого не существует. Это некий абсурдистский поиск.
Аманда в начале фильма уютно устроилась в своём мирке, подгоняя законы реального под себя. Насколько велика вероятность такого же поведения лично для вас? Бездумно проживать жизнь, не иметь возможности поговорить с кем-то.
Это вопрос не столько выбора, сколько привычки. Часто непонятно, ты выбираешь что-то потому, что тебе это действительно нравится, или потому, что так удобно, или потому, что ты боишься.
«Аманда» — на удивление универсальный фильм. В нём есть место и дружбе, и изоляции, и психическим расстройствам, и нездоровым отношениям в семье. И благодаря этому история может быть понятня не только в Италии, но и в других странах. В какой момент вы осознали, что хотите сделать картину, доступную всем зрителям независимо от их языка?
Когда пишешь свой фильм, то делаешь это в своей комнате. И всегда очень странно, что то, что пишешь о себе, о каком-то своём мире, вдруг становится понятным в другой «комнате». Я сейчас представляю фильм в другой части мира, и когда человек говорит о твоей картине на другом языке — это очень странное ощущение, но прекрасное.
Кажется, что для Аманды её жилетка — условная броня, в которой она чувствует себя уютнее, взаимодействуя с миром. У вас есть такой предмет одежды или любая другая вещь, которая придаёт вам уверенности?
Я всё время одеваюсь очень похоже. Каждый день я ношу примерно ту же одежду, что и накануне. Мне кажется, это подчёркивает мою идентичность, хотя я и знаю, что это не работает, тем не менее часто так поступаю.
Италия представляется страной, в которой сильны семейные традиции, существует культ большой и дружной семьи. Судя по «Аманде», это совсем не так. Так где же истина?
Все семьи разные. Есть несчастные семьи — они несчастны по-разному, но и счастливые семьи счастливы по-разному. Семья, конечно, семья, но при этом все семьи отличаются одна от другой. Я хотела бы обратить внимание на одно явление, которое вижу: мы в Италии остаёмся детьми намного дольше, чем в других местах.
«Аманда» стала вашим первым полнометражным фильмом в карьере.
Для вас как сценаристки что было самое трудное в режиссёрской работе?
Для вас как сценаристки что было самое трудное в режиссёрской работе?
Сначала я думала, что мне нужно соотноситься с чем-то, что не выдуманным, с чем-то реальным. Казалось, этот переход от фантазии к повседневности будет очень сложным, но я обнаружила, что это прекрасный творческий момент. Что мне было трудно как сценаристке — это бросить комфортный ритм работы над сценарием, когда ты одна спокойно сидишь и пишешь, и присутствовать на съёмочной площадке в процессе производства.
Когда мировая пресса сравнивает ваш режиссёрский стиль с творчеством Уэса Андерсона (хотя лично мне кажется, что здесь больше от греческой «странной волны»), это льстит, или вам хотелось бы, чтобы говорили скорее о самобытности?
Когда сравнивают, то делают это с кем-то известным, потому что публика должна знать того, с кем сравнивают. С каким-то знаменитым режиссёром, например, намного более утвердившимся в профессии или намного более талантливым, чем ты. Это, конечно, очень приятно. Но я сама, когда смотрю фильмы Йоргоса Лантимоса, думаю о том, смогу ли когда-нибудь снять такую сцену, как он; смогу ли я развернуть персонажа так, как он. Его кино — это то кино, которое мне очень нравится.
Автор: Артхаус
Фото: Артхаус