Греческая «странная волна» и «Аманда»

В «Аманде», итальянской комедии Каролины Кавалли про одиночество и дружбу, есть многие признаки так называемой греческой «странной волны». Рассказываем про это относительно новое художественное направление, зародившееся понятно в какой стране менее 15 лет назад.

Кадр из фильма: «Клык», реж. Йоргос Лантимос, 2009

Да кто такая эта ваша

греческая «странная волна»?!

Однажды режиссёр Йоргос Зоис сказал: «Новая волна греческого кино создаёт фильмы, которые так же абсурдны, как и финансовый кризис, поразивший страну». Эти слова косвенно называют причиной развития направления: оно стало кинематографическим ответом на греческий кризис.

Никакого манифеста вроде «Догмы 95» у авторов этого направления не было. Хотя их фильмы были разнообразны, в конечном счёте они имели общие черты: отражение чувств беспокойства и опустошения, вызванных экономическими потрясениями, распад семейных связей, «странные» мизансцены, а также поведение персонажей, отличающееся от того, что в обществе принято называть нормальным.

На международную арену «странная волна» вышла на рубеже нулевых и десятых с фильмами «Клык» Йоргоса Лантимоса и «Аттенберг» Афины Рахель Цангари. Оба поразили критиков своей нестандартностью, оба были отмечены призами («Клык» — главной наградой «Особого взгляда» в Каннах и номинацией на «Оскар», «Аттенберг» — Кубком Вольпи за лучшую женскую роль в Венеции). В The Guardian про эти работы писали с робким вопросом: «Совпадение ли, что страна, где творится самый большой беспредел в мире, снимает самое беспредельное кино в мире?»
У нас обоих есть кое-что общее…
Первой мыслью при прочтении вступления справедливо могло бы быть: «Да что у них с головой?» И всё же мы будем делать вид, что человек — существо фактически свободное, а потому он волен писать на любые темы, какие ему вздумается. Особенно если их есть чем подкрепить. Так где же в «Аманде» угадываются черты «странной волны»?
Как говорилось выше, это относительно молодое направление в греческом кинематографе стало побочным эффектом экономического кризиса, так что в фильмах главенствуют мотивы одиночества и недовольства. Главный герой — обычно тот самый гражданин, отчуждённый ото всех или от большинства. На фильм Каролины Кавалли оказал влияние другой кризис — кризис четверти жизни, однако её Аманда (Бенедетта Поркароли), как и не покидающая комнату Ребекка (Галатея Беллуджи), — всё та же героиня, остро ощущающая свою изоляцию от семьи и общества в целом. Для Аманды буржуазный мир, в котором она росла и существовала прежде, представляет собой закостенелый пережиток прошлого, из которого ей так хочется выбраться. Есть и менее очевидный персонаж, оставленный на волю судьбы, — немолодая лошадь.
Кадр из фильма: «Аманда», реж. Каролина Кавалли, 2022
Кадр из фильма: «Аманда», реж. Каролина Кавалли, 2022
Нередко у персонажей фильмов «странной волны» имеется эмоциональная или социальная депривация, то есть ограничение или отсутствие возможности в установлении эмоционального или социального контакта. То же самое отчасти применимо к Аманде: она попросту не может поддерживать диалог ни с кем, кроме домработницы, которая знает её с пелёнок, и малолетней племянницы. Идея завести друзей не кажется ей столь необходимой, а мысль о том, чтобы заговорить с кем-то незнакомым, заставляет её сильно нервничать.
Здесь проскакивает и распад семейных связей — не только в случае Аманды и Ребекки, но и их родственников, которые оставили попытки найти общий язык с девушками.
Абсурдистские диалоги и нелогичные действия — важные черты греческого направления, иллюстрирующие, согласно широкому мнению, непонимание гражданами действий своего правительства в контексте кризиса. В «Аманде» достаточно и того, и другого.
Чувство опустошения в греческих проектах подчёркивается в том числе декорациями и цветовой гаммой. Кавалли же прямо говорила, что хотела создать атмосферу естественности и пустоты, представить мир, который не казался главной героине гостеприимным. Правда, в случае итальянской картины такой ход аргументируется тем, что пространство должно быть заполнено Амандой — её приключениями, познанием незнакомого мира.
Между «странной волной» и «Амандой» действительно много общего, поэтому любителям этого направления не стоит проходить мимо фильма Каролины Кавалли. Творческое объединение Arthouse выпустит «Аманду» в российский прокат 10 августа. Подробности на официальном сайте: Arthouse.ru
5 фильмов греческой «странной волны»:
«Клык», реж. Йоргос Лантимос, 2009
Изолированные ото всех взрослые дети не могут покинуть дом, пока не выпадет клык.

«Мальчик, который ел птичий корм», реж. Экторас Лигизос, 2012
Парень с талантом к пению вынужден есть всё, что удастся добыть (включая не самое, так сказать, вкусное), чтобы не умереть с голоду.

«Госпожа жестокость», реж. Александрос Авранас, 2013
11-летняя девочка совершает самоубийство в разгар празднования своего дня рождения; причина кроется внутри семьи.

«Жалость», реж. Бабис Макридис, 2018
Мужчина, чья жена находится в коме, становится зависимым от жалости.

«Яблоки», реж. Христос Нику, 2020
Эпидемия отнимает у героя память, и тогда ему предлагают новую личность

Фото: раскадровка фильма «Аманда»