Сравнение «Исчезнувшей в звёздах» и «Ловушка для одинокого мужчины»

Сравнение пьесы Робера Тома с «Исчезнувшей в звёздах» и позднесоветским фильмом «Ловушка для одинокого мужчины»

В воздухе уютного домика в Альпах витает напряжение: нервный мужчина десять дней ожидает вестей от полиции. Его супруга исчезла без следа. Комиссар уверен — нагуляется и вернётся, но Даниэль не разделяет его оптимизма. Они женаты всего три месяца, и то, как говорит муж, на свадьбе настояла его «дорогая Элизабет». И вот на порог заявляется незнакомая ему женщина — и представляется его пропавшей женой.

Кадр из фильма: «Ловушка для одинокого мужчины», реж. Алексей Коренев, 1990
Так начинается пьеса «Ловушка для одинокого мужчины» французского писателя и драматурга Робера Тома, также известного по пьесе «8 женщин». «Ловушка» увидела свет в 1960 году, обрела поклонников в Париже и привлекла внимание Альфреда Хичкока, который одно время хотел экранизировать её для 20th Century Fox. Спустя многие годы пьеса попала в руки Алексея Коренева — он развернул площадку одноимённого фильма в Ялте, где собрались актёры Николай Караченцов, Юрий Яковлев, Ирина Шмелёва и Вениамин Смехов.
Коренев отнёсся к первоисточнику со всем почтением, позволяя персонажам идти прямо по тексту пьесы с небольшими оговорками. Какие-то реплики были сокращены или убраны за ненадобностью, а некоторые поступки киногероев оказались творческим решением самого режиссёра — как, например, метание высокоградусного снаряда в голову полицейского или пританцовывающая походка Ирины Шмелёвой в вызывающем наряде. Действие камерной постановки не ограничивается одной гостиной, а местами перекидывается на другую территорию здания. Грубо говоря, за фильм можно браться в отрыве от пьесы — разница едва ощутима.
Китайская картина «Исчезнувшая в звёздах» — другое дело. Авторы фильма наткнулись на работу Коренева и рассудили, что её стоит адаптировать под свою аудиторию. И решили так небезосновательно: интерес китайцев к советским/российским фильмам известен давно, хотя называть его массовым вряд ли уместно.
Кадр из фильма: «Исчезнувшая в звёздах», реж. Цуй Жуй, Лю Сян, 2022
В сценарии Чэнь Сычэна и Шуй Гу от «Ловушки» осталось немногое. История о женатом мужчине, чья жена исчезла вдали от родного дома, становится мультижанровой: комедия превращается в детективный экшн-триллер с гонками в духе «Форсажа» и беготнёй в стиле бондианы. Действие переносится на остров в Азии, где супруги планировали отметить первую годовщину свадьбы. Муж — по-прежнему без гроша за душой, жена — всё та же наследница огромного состояния. Вот только теперь хитроумный план приобретает размах, достойный высокобюджетного фильма.
Другое важное действующее лицо в фильме — адвокатка Чэнь Мэй. Персонаж не самый простой и однозначный в этой истории. Она придумала такой грандиозный план по раскрытию преступления, какой только по силам театральной режиссёрке. За её мотивами скрывается месть, которая ошарашит зрителя. У Тома же за торжеством справедливости гонялся комиссар полиции: годы работы с тяжкими преступлениями научили его не доверять совпадениям.
При всей разности жанров и сюжетных поворотов фильм с пьесой по-прежнему роднит ощущение сгущающейся тайны и неподдельной интриги вперемешку с духом авантюризма. И наблюдать за метаниями главного героя, извивающегося как уж на сковороде, как минимум забавно.
Кадр из фильма: «Исчезнувшая в звёздах», реж. Цуй Жуй, Лю Сян, 2022

ТРЕЙЛЕР

* для запуска трейлера жмите на лого

Компании Artmainstream и «Наше кино» выпустили «Исчезнувшую в звёздах» в российский прокат 12 октября.
Источник: Artmainstream
Фото обложка: фотоколлаж Артхаус 2023